Содержание материала

Земля, "усталая от смены лет и рас"

В 1924 г. близ селения Тау-Кипчак (ныне на его месте в Белогорском районе находится Балановское водохранилище) известный советский археолог Г. А. Бонч-Осмоловский открыл пещерную стоянку Кник-Коба. Здесь же участник экспедиции Е. В. Жиров обнаружил впервые на территории бывшего СССР взрослое и детское погребения неандертальцев. Кроме того, по костным остаткам, найденным в пещере Киик-Коба, был определен состав местной фауны того времени: мамонт, бизон, сайга, муфлон, благородный и северный олени, шерстистый носорог, дикий кабан, лисица, песец.

Крупнейший памятник эпохи мустье был открыт сорок лет спустя у горы Ак-Кая под Белогорском. Открытие это сделал геолог В. Ф. Петрунь. До недавнего времени считалось, что неандертальцы жили мелкими не связанными одна с другой охотничьими группами и вели «бродяжнический» образ жизни. Раскопки в 1969 г. Крымской палеолитической экспедиции, руководимой Ю. Г. Колосовым, изменили прежние представления о древнейших жителях страны. В примыкающей к Ак-Кая с севера Красной балке археологи исследовали полтора десятка стоянок и поселений. И все — на участке протяженностью 3 километра.

Научная ценность комплекса состоит в том, что из восьми достоверных костных останков неандертальцев, найденных в бывшем СССР, четыре обнаружены в Красной балке. Особый интерес представляет стоянка Заскальная V: здесь на площади около 30 кв. м. при глубине 4,5 м открыты восемь последовательно залегающих культурных слоев эпохи мустье.

Широко известны в науке крымские пещерные стоянки Волчий грот, Чокурча, Староселье, Шайтан-Коба, Кобази и другие. В Крыму найдено около 25 мустьерских стоянок.

В 1935 г. на скале Таш-Аир в Бахчисарайском районе были открыты древние наскальные изображения. Остросюжетное панно первобытного художника, жившего около четырех тысяч лет назад, занимает полосу длиной до 10 м и шириной около полутора метров. Древний художник запечатлел, скорее всего, эпизод, отображающий столкновение местных жителей Таврики с племенами, вторгшимися на полуостров из степей Северного Причерноморья. Тридцать пять человеческих фигур и рядом несколько фигур животных передают картину смертельной схватки.

В иторико-краеведческой литературе часто можно встретить слова — «каменные ящики». «Каменные ящики» сооружались таврами — жителями горных и предгорных районов Таврики — для погребения умерших. Такие сооружения, как правило, состоят из пяти плит: двух поперечных и двух продольных, на которые сверху опускалась покровная плита. Некоторые таврские некрополи насчитывают несколько десятков каменных ящиков. Наиболее известные среди них — таврские могильники на горе Кошка над Симеизом, в окрестностях Ореанды, на кордоне «Оленьем» в Крымском заповедно-охотничьем хозяйстве и на границе с ним — в урочище Малаба.

В VII—IV вв. до н.э. центром скифского государства было городище на месте современного села Каменки Никопольского района Запорожской области. Ныне Каменское городище — памятник археологии.

Под ударами греков Скифия распалась, часть скифов обосновалась в Крыму. Центром позднескифского государства (III в. до н.э.—III в. н.э.) становится Неаполь скифский. Неаполь — в переводе «новый город» (очевидно, в отличие от «старого» — того, что именуют ныне Каменским городищем), построенный на плато Петровских скал над долиной реки Салгир (ныне — юго-восточная окраина Симферополя). Этот город находился на скрещении основных торговых путей, проходивших через полуостров. Ему подчинялась и приднепровская Скифия.

Неаполис был обнаружен случайно. В начале XIX в. на Керменчике (так в средние века называлась местность, некогда занимаемая столицей поздних скифов) был устроен каменный карьер. При очередной выборке камня в 1827 г.  были найдены рельеф скифа-всадника и мраморные плиты с надписями. Впоследствии ученые установили, что на плитах высечены имя скифского царя Скилура и посвящения богам Зевсу и Афине. Затем на Неаполе обнаружили плиту с рельефом двух всадников и клад римских монет.

После окончания Великой Отечественной войны началось планомерное археологическое изучение столицы поздне-скифского государства. Раскопки проводились Тавро-скифской экспедицией под руководством П. Н. Шульца с 1945 по 1959 г. В результате исследований были обнаружены мавзолей скифской знати с захоронением — предположительно — царя Скилура и его сына Палака, развалины общественного здания с фресками, обширное зернохранилище, главные ворота города и южная оборонительная стена.

Найденные на Неаполе плиты с рельефами, образцы штукатурки с росписью, украшения, бусы и предметы быта, хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

На месте античного города Керкинитиды в настоящее время расположен город-курорт Евпатория. Калос-Лимен («прекрасная гавань») — ныне поселок городского типа Черноморское на северо-западном побережье Крыма.

Пантикапей — современная Керчь — был столицей Боспорского царства, возникшего в V в. до н.э. и погибшего в IV в. н.э. в результате нашествия гуннов. Боспорское государство занимало территорию Керченского и Таманского полуостровов. Пантикапею подчинялись основанные здесь греками города, в частности Тиритака, Нимфей, Мирмекий, Порфмий, Фанагория, Феодосия.

Город, который назывался Херсонесом Таврическим (от греч. херсонес — полуостров), просуществовал почти два тысячелетия. Основали его выходцы из южночерноморского (малоазийского) города Гераклеи — гераклеоты — на берегу бухты, в наши дни именуемой Карантинной. Спустя столетие Херсонес превратился в один из крупнейших городов-государств — полисов — Северного Причерноморья. Его население достигало 20 тысяч человек. По своему политическому устройству он был рабовладельческой республикой с демократической формой правления, а по общественно-экономической сути — центром торговли, ремесел, культуры.

В V в. н.э. Херсонес вошел в состав Византийской империи. После 9-месячной осады в 988 г.  город (русское название Корсунь) был взят князем Владимиром. Здесь Владимир принял христианство. Херсонес в конце XII—-XIV в. дважды пострадал от нападений татарских орд. К середине XV в. город перестал существовать.

На его месте сейчас располагается Херсонесский историко-археологический заповедник (территория г. Севастополя). В музее вы сможете осмотреть городские кварталы, руины античного театра, участок оборонительных стен с башней Зенона и многие другие интересные архитектурные сооружения.

Понтийский царь Митридат VI Евпатор, потерпев ряд поражений в войнах с Римом,  прибыл в Пантикапей. Город около пятидесяти лет входил в состав его государства. Здесь против Митридата возник заговор во главе с его сыном Фарнаком. Царь находился на вершине горы, когда у ее подножия начало собираться войско заговорщиков. Безвыходность положения Митридата была очевидной. Тогда он приказал своему приближенному Битойту заколоть его. С тех пор за горой, господствующей над Керчью, утвердилось название «гора Митридат».

Что же касается Фарнака, то он, будучи царем Боспора, решил восстановить владения «предков» на Кавказе и Малой Азии. Спустя 15 лет после гибели отца он предпринял успешный поход в Колхиду и Каппадокию. Однако в 47 г. до н.э. Цезарь нанес ему сокрушительное поражение при Зеле. Именно об этой битве Цезарь доложил сенату: пришел, увидел, победил. В том же году Фарнак погиб в сражении со своим родственником Асандром, который и стал новым боспорским царем.

В VIII—IX вв. в юго-западную Таврику интенсивно иммигрирует христианское население из восточных провинции Византийской империи. Селились иммигранты преимущественно в предгорной и горной частях Таврики. Это были труднодоступные, защищенные самой природой районы, изобиловавшие естественными полостями — пещерами. Некоторые из них переселенцы обжили, значительно расширили путем искусственных вырубок и превратили в «святые места» — христианские монастыри. Обычно рядом с ними вырастали укрепленные или неукрепленные сельские поселения. Наиболее известные пещерные монастыри Крыма: Челтер и Шулдан близ села Терновки, Челтер-Коба в окрестностях села Танкового, Качи-Кальон на правом берегу реки Качи, между селами Предущельным и Баштановкой (все — в Бахчисарайском районе) и Успенский монастырь на восточной окраине Бахчисарая.

Один из шедевров средневекового культового зодчества — церковь Иоанна Предтечи — находится в Керчи. Построена в X—XIV вв.

В III в. н.э. (такова традиционная дата) на восточном побережье Таврики возник город с крепостью Сугдея, ставший со временем крупным торговым центром. Многократно город подвергался разгрому и разорению татарскими войсками. Но, несмотря на все бедствия, он продолжал оставаться главным международным портом Крыма. С 1365 г. Сугдея — владение генуэзцев,    которые  именуют   город  Солдайей. На  остатках существовавшей до них крепости они построили новую. Управлял Солдайей консул, назначавшийся из Генуи сроком на один год. Имена некоторых консулов сохранили строительные плиты крепости.

В 1475 г. Солдайя после длительной осады была взята турецкими войсками. По преданию, часть жителей бежала на кораблях, выйдя к морю через потайной ход, остальные — и с ними последний консул Христофоро ди Негро — погибли внутри главной церкви города. Сегодня этот населенный пункт называется Судак.

Отсутствие необходимого числа письменных источников делает историю княжества Феодоро в юго-западной Таврике во многом загадочной и неясной. Самые ранние и довольно смутные сведения о княжестве относятся к первой половине XIV в. Город Мангуп, он же Феодоро, возник, по-видимому, в VI в. Мало-помалу город стал крупным, а с начала XV в. — наиболее влиятельным центром феодальной Таврики. Подчиненная ему территория, составлявшая княжество Феодоро, включала значительную часть горного Крыма и Поморья — морского побережья.

В июле 1475 г. Мангуп был осажден турками-османами, которых поддерживали татары. Завоеватели применили военное новшество того времени — огнестрельное оружие. Феодориты во главе с князем Александром в течение шести месяцев (июль — декабрь) успешно отражали атаки неприятеля. Археологические исследования последних лет позволяют утверждать, что крепость взята штурмом. Ворвавшись в город, турки истребили почти всех жителей, разграбили и сожгли Мангуп. Спустя два столетия некогда могущественная столица окончательно запустела.

В городе Старый Крым есть два оригинальных культовых сооружения. Первое из них — мечеть Узбека, названная по имени хана Золотой Орды, при котором строилось здание. Рядом с мечетью — руины медресе, мусульманского среднего и высшего учебного заведения. Значительную часть населения города Крыма (он же Солхат) составляли армяне. По-видимому, их руками возведены мусульманские постройки. В том же XIV столетии они сооружают монастырь Сурб-Хач (Святой Крест), ставший очагом национальной культуры. Здесь была открыта школа, в которой преподавали армянские ученые, при монастыре находилась мастерская по изготовлению рукописей. Некоторые из них сохранились и сберегаются в настоящее время в столице Армении.

«Каменные бабы» — это средневековые культовые изваяния. По сообщениям средневековых авторов, перед такими изваяниями, установленными на вершинах курганов, кочевники преклонялись, как перед божествами. В жертву им приносили скот, посуду, оружие. В научную литературу «каменные бабы» вошли под названием половецких стел — по времени их появления в IX—XI вв., когда в южнорусских степях хозяйничали половцы.

Существует предположение, что именно Перекопский вал упоминается в сочинениях античных авторов — Страбона (I в. до н.э.), Плиния Старшего (I в. н.э.) и Птолемея (II в. н.э.). Не исключено, что перешеек, соединяющий полуостров с материком, был «перекопан»  (отсюда и название)  скифами.

В средние века татары при участии турецких фортификаторов построили на валу крепость Op-Капу, в которой постоянно находился турецкий гарнизон. Отсюда второе название вала — Турецкий. Длина вала — 8,5 км. Восточной оконечностью он упирается в берег Сиваша, западной — в Каркинитский залив Черного моря. Перед валом (с северной стороны) сохранился ров глубиной до 10 и шириной до 20 м.

Отдых летом в Крыму