Содержание материала

Алупкинский дворец

Строительство дворца

Почти в центре Алупки среди зелени  старинного парка возвышается величественный дворец. При строительстве дворца настолько удачно был использован рельеф местности, что кажется, будто он вырастает из окружающей  природы,   органически сливаясь с ней. Оригинальная планировка,   интересное   архитектурное     решение,     большое мастерство   в   отделке   внутренних помещений   придают ему неповторимое   своеобразие. Зубцевидные завершения стен, различные по форм башенки и красивые резные трубы как бы вторят горной гряде с вершиной Ай-Петри, а зеленовато-серый диабаз из которого построен дворец, гармонирует с цветом гор окружающей вечнозеленой растительностью.

Дворец строился для известного военного и государственного деятеля, одного из крупнейших помещиков России — графа М. С. Воронцова (1782-1856) в 30—40-х годах XIX века.

Участник Отечественной войны 1812 г., русско-турецких войн, М. С. Воронцов в 1823—1844 гг. был генерал-губернатором Новороссийского края (с 1828 г. и Бессарабии), а с 1844 г.— наместником Кавказа. В 1856 г. он был удостоен звания генерал-фельдмаршала. Он стал хозяином громадного состояния, получив в 1812 г. от своего отца, видного русского дипломата, безвыездно жившего с 1784 г. в Лондоне, разрешение на ведение всех дел в обширных его имениях. В начале XIX в. Воронцовы владели имениями в шестнадцати губерниях России; на 400 тысячах гектаров земли работало около 80 тысяч крепостных крестьян.

Алупкинский дворецАлупкинский дворецАлупкинский дворец

Воронцов впервые посетил Крым в 1822 г.. Видя, какие огромные возможности таит в себе этот богатый, но мало освоенный край, он добивается назначения на пост губернатора Новороссии.

В 1823 г., получив желаемый пост, Воронцов начал скупать земли. В его владение один за другим перешли участки на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Алупке, Ак-Мечети, Коккозах, Массандре, Гурзуфе, даже на яйле. В 30-х годах в Крыму ему принадлежало около двух тысяч десятин земли.

Воронцов был помещиком нового типа, жившим в условиях развивающихся капиталистических отношений. На приобретенных землях он развертывает бурную предпринимательскую деятельность и в короткий срок наживает огромный капитал.

Одним из первых на Южном берегу Воронцов ставит виноделие на промышленную основу. В Ай-Даниле, Массандре, Алупке и других его южнобережных имениях были заложены большие виноградные плантации, где культивировались завезенные из разных мест Европы лучшие сорта винограда. Почти весь виноград перерабатывался на вино. В Массандре, Ай-Даниле, Алупке были построены винподвалы, в Ай-Даниле — винокуренный и дрожжевой заводы. Здесь вырабатывалось более 30 разных сортов вин. В Петербурге была создана специальная контора по продаже вин; вывозились крымские вина также в Москву, Одессу и другие крупные города России.

От правительства Воронцовым было получено разрешение на строительство в Крыму дороги. Силами солдат и вольнонаемных рабочих в 20—30-х годах в трудных горных условиях из Симферополя через Южный берег в Севастополь прокладывается первая шоссейная дорога. Южный берег Крыма теперь был связан с центральной Россией, что оказало значительное влияние на развитие экономики всего края. При строительстве дороги Воронцовым преследовались, конечно, и личные цели: по ней вывозились для продажи сельскохозяйственные продукты и вина из его южнобережных имений.

Рыбные заводы, табачные фабрики оливковые и фруктовые сады, соляные озера, а также отдельные участки земли, пастбища, которые сдавались  в аренду,   большие отары овец испанской породы — все это приносило графу баснословные доходы.

Воронцов, располагая огромными средствами, имел возможность строить и покупать дворцы. В Одессе по проекту архитектора Боффо для него был сооружен большой дворец в стиле позднего русского классицизма. В это же время граф покупает дом в Симферополе и строит по проекту Эльсона небольшой дом в Алупке.

Казалось бы, все могло  удовлетворить   Воронцова: соответствующий положению генерал-губернатора края величественный дворец в Одессе, и более скромный, расположенный в тенистом саду  (ныне парк Салгирка) загородный дом в Симферополе, ряд небольших   особняков, расположенных в крымских имениях и уютный дом в Алупке. Но Воронцов решил создать в Алупке свое главное, майоратное имение, передающееся только по мужской линии, с тем, чтобы за ним сохранялось всегда имя Воронцовых.

Для устройства этого имения он, скупая земли у местного населения, стал расширять свои владения в Алупке. Началась подготовка к строительству дворца.

Материалом для строительства был избран красивый зеленовато-серый камень магматического происхождения диабаз. Брался он из естественных россыпей в Алупке. Диабаз — очень твердый камень, почти в два раза прочнее гранита, и обработка его требует большого, напряженного труда. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку украшения. Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все работы производились вручную, примитивными орудиями.

На строительстве Воронцов использовал главным образом труд своих крепостных из Владимирской губернии. Это были, передававшие из поколения в поколение искусство возведения и рельефной отделки великолепных белокаменных соборов, потомственные каменотесы. Многие мастера работали здесь семьями. С 1834 г. подрядчиком на строительстве был владимирский крепостной Гавриил Петрович Полуэктов. Сын его Иван, приехав в Алупку в том же году, продолжал работать здесь подрядчиком до окончания строительства дворца и всех хозяйственных построек (до 1852 г.) В 1837 г., когда основные работы по возведению центральных корпусов были завершены, Воронцов в виде поощрения разрешил этим мастерам выкупиться из крепостной неволи. Сыновья же их в течение ряда лет оставались крепостными.

Архитектура дворца

Cреди других сооружений Южного берега Крыма Алупкинский дворец выделяется необычностью архитектурных форм.

Строился дворец по проекту придворного архитектора короля Вильгельма IV и королевы Виктории, одного из основателей Королевского археологического института в Лондоне англичанина Эдуарда Блора (1789—1879). По его проекту был построен замок Абботсфорд в Шотландии для Вальтера Скотта. Блор принимал участие и в сооружении известного Букингемского дворца в Лондоне. Созданный им проект Алупкинского дворца отвечал новым  тенденциям, появившимся  в  западноевропейской архитектуре того времени.

Первоначальный проект дворца был заказан одесскому архитектору Боффо, который строил для Воронцова дворец в Одессе. Алупкинский дворец был задуман Боффо в классическом стиле. Учитывая рельеф местности, архитектор предполагал три основные корпуса дворца расположить на естественных террасах, уступами спускающихся в сторону моря, так, чтобы каждый корпус оказался один под другим. Столовый корпус должен был стоять отдельно — на уровне центрального корпуса на главной верхней террасе.

В январе 1829 г. был утвержден проект Боффо, уточнено место для дворца и начались работы по планировке местности. На протяжении 1829 г. шла заготовка материала: для фундамента из местных россыпей брался диабаз, был закуплен и завезен в Алупку белый керченский камень, из которого предполагалось построить стены дворца. Предусматривалась и позолота архитектурных деталей внутренних помещений, что соответствовало классическому стилю будущего здания.

В марте 1830 г. были заложены первые камни в фундамент столового корпуса. Как известно, Боффо сам приезжал в Алупку, чтобы уточнить план и дать указания строителям.

В течение 1830 г. и в начале 1831 г. полным ходом шли работы по закладке фундамента столового и центрального корпусов. Однако в начале июня 1831 г. от Воронцова было получено распоряжение о временном прекращении строительства: он просил не возводить стен до присылки нового плана будущего дворца (письмо графа пришло из Лондона, куда он выехал в связи с тяжелым состоянием здоровья отца). Побывав перед отъездом в Москве и Петербурге и ознакомившись с новыми архитектурными веяниями в Западной Европе, Воронцов решил построить дворец в ином стиле. Он заказал проект одному из зачинателей романтического направления в Англии, известному в Лондоне архитектору, Эдуарду Блору, который в 1832 г. и выполнил этот заказ.

В декабре 1832 г. началось возведение стен столового и центрального корпусов по новому проекту. С этого же года всеми строительными работами руководили прибывшие сюда английские архитекторы: вначале Гейтон, а с декабря 1833 г. и до окончания строительства — Вильям Гунт. Сам Блор в Алупку не приезжал, он был лишь осведомлен о рельефе местности и, работая над проектом в Англии, учел его особенности. Архитектор принял во внимание и то, что к  1832 г.  уже были готовы фундаменты центрального и столового корпусов.  Проект центрального корпуса оставлен им таким же, как у Боффо,— почти квадратным в плане с глубокой нишей на южном  фасаде.   Однако в целом проект дворца, выполненный Э. Блором, принципиально отличался от первоначального, предложенного Боффо. Это было утверждение совершенно  новых  по сравнению с классицизмом архитектурно-строительных принципов.

Вместо четкой ритмичной группировки корпусов, спускающихся к морю, Блор располагает их в направлении с запада на восток, включая в ансамбль и уже обозначенные фундаментами центральный и столовый корпуса. Таким образом, силуэт дворца оказался органически увязанным с очертаниями вершины Ай-Петри и горной грядой. Этим решением Блору удалось достичь гармонического сочетания архитектуры с окружающим ландшафтом.

В своем проекте Э. Блор использовал стиль английской архитектуры XVI в.— так называемый стиль Тюдор (по имени правившей тогда в Англии династии Тюдоров). С укреплением централизованной государственной власти по окончании междоусобных феодальных войн, отпала необходимость в сооружении крепостей, игравших средние века оборонительную роль. Вместо мрачных феодальных замков в загородных резиденциях английской знати стали строиться комфортабельные виллы и роскошные дворцы, где все располагало к отдыху. Внутренние помещения стали удобными и светлыми. В них делались широкие оконные проемы, окна-двери, эркеры — своеобразно остекленные выступы в стене, проходящие во всю высоту здания. Они увеличивали размер комнат, улучшали их освещенность, позволяли, ощутить красоту окружающего ландшафта не выходя из дома. Однако в английских постройках XVI в. сохранились многие традиционные черты предшествующего архитектурного стиля с той лишь разницей, что элементы, применявшиеся в средние века с целью обороны — башни, зубчатые стены, носили теперь исключительно декоративный характер, вводились для создания определенного эмоционально-художественного образа. Чисто декоративную роль стали играть и готические конструкции. Это хорошо видно в архитектуре Алупкинского дворца, который во многом напоминает английский замок-усадьбу XVI в.

Однако дворец нельзя считать простым повторением английских неоготических сооружений, механическим перенесением их форм на русскую почву. Архитектура дворца является своеобразной интерпретацией стиля Тюдор.

Экспозиция дворца-музея

Воронцовский дворец — памятник архитектуры, созданный трудом и талантом крепостных мастеров. Его имущество было дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 г. здесь открылся историко-бытовой музей. В 1958 г. он был преобразован в архитектурно-художественный музей.

Особый интерес представляют парадные комнаты с их декоративным оформлением: тонким лепным орнаментом, покрывающим стены и потолки залов, рельефной облицовкой каминов мрамором различных сортов и шлифованным диабазом, ажурной резьбой по дереву, имитирующими дерево росписями потолков. В парадных залах первого этажа создана экспозиция, соответствующая характеру архитектурного памятника и дающая представление о дворцовых интерьерах 30—40-х годов XIX в.

В соответствии с декоративной отделкой интерьеры дополнены предметами прикладного искусства — художественной мебелью, изделиями из фарфора и бронзы, произведениями живописи и скульптуры. В экспозицию входят образцы русского и зарубежного изобразительного искусства преимущественно XVIII и первой половины XIX в. и работы старых европейских мастеров XVI— XVII вв.При создании экспозиции не преследовалась цель показать быт первых владельцев дворца. Основная задача музея — познакомить с художественной культурой России середины XIX в, раскрыть художественные особенности интерьеров и их связь с общим архитектурным замыслом всего здания.

Отдых летом с детьми